Регламентные работы
Длительная эксплуатация вертолета, действие разнообразных нагрузок и влияние метеорологических и климатических условий приводят к появлению коррозии, ослаблению крепления деталей и агрегатов, изно — 241
су деталей, засорению фильтров, высыханию и разрушению уплотнительных и изоляционных материалов, а также к появлению различных: мелких дефектов, которые могут повлечь за собой крупные неисправности. Чтобы предотвратить возможность появления неисправностей на вертолете и обеспечить его надежную работу в течение установленного технического ресурса, необходимо выполнять ‘профилактические работы через строго установленные промежутки времени. Эти промежутки времени определяются числом часов налета вертолета или календарным временем хранения его. Такие работы называются регламентными.
Периодичность, объем и порядок выполнения регламентных работ определяется Инструкцией по технической эксплуатации и Единым регламентом вертолета. Уменьшать установленный объем регламентных работ или нарушать сроки их выполнения запрещается. В целях обеспечения безотказной работы вертолета в различных климатических условиях эксплуатации, в случае интенсивной работы отдельных агрегатов; при специальных заданиях, а также в случаях длительных перерывов в. летной работе или замены двигателей инженер имеет право дать указание о проведений внеочередных регламентных работ. В случаях досрочной замены двигателей или других агрегатов (до выработки ресурса) регламентные работы для вновь установленных агрегатов необходимо — производить с очередными регламентными работами по вертолету.
Для вертолета установлены регламентные работы после первого запуска вновь установленного двигателя, после первого полета, после первых 5 ч налета, через каждые 25±3, 50±5, 100±10; 300+15 ч налета. Однако эти сроки с накоплением опыта эксплуатации могут быть изменены соответствующими указаниями УИАС МГА. Налет вертолета включает в себя 100% работы вертолета в воздухе плюс 20% работы двигателей и трансмиссии на земле.
При хранении вертолета регламентные работы выполняются по календарным срокам, т. е. через 10 дней, 30±5 дней, три месяца ±10 дней.
При выполнении регламентных работ производится проверка налета или наработки отдельных приборов и агрегатов, имеющих технический ресурс, меньший ресурса вертолета в целях выявления необходимости их замены. Смазка узлов и агрегатов вертолета производится согласно карте смазки.
Регламентные работы выполняются, как правило, в базовых аэропортах с использованием всего необходимого наземного оборудования,, средств механизации, приспособлений и инструмента, которые должны быть исправны.
К выполнению регламентных работ допускается технический состав, который имеет достаточную теоретическую подготовку и необходимые практические навыки, хорошо знает контрольно-измерительную аппаратуру и умеет ею пользоваться. Перед выполнением регламентных работ вертолет должен быть осмотрен в объеме послеполетного обслуживания и на нем должны быть устранены все дефекты, за исключением тех, которые можно устранить при выполнении регламентных работ.
Регламентные работы включают в себя предварительные работы, работы по осмотру и обслуживанию, работы по смазке и заключительные работы.
Предварительные и заключительные работы являются общими для любого вида регламентных работ и выполняются в объеме послеполетного технического обслуживания.
Основными регламентными работами на вертолете являются: проверка надежности крепления деталей и агрегатов: промывка фильтров, слив отстоя из систем и продувка дренажей топливной и масляной систем;
промывка узлов и шарнирных соединений и возобновление их смазки;: замена масла в системах двигателей, редукторов;
проверка регулировочных данных двигателей, управления вертолета, их агрегатов и восстановление их в соответствии с техническими условиями;
проверка герметичности систем вертолета и двигателей;
проверка работоспособности отдельных агрегатов и механизмов.
Необходимость проверки надежности крепления агрегатов и деталей объясняется тем, что на вертолете они работают в условиях повышенных вибраций. В связи с этим затяжка резьбовых соединений ослабевает, а упругие прокладки и опорные поверхности несколько деформируются. Кроме того, с течением времени болты и шпильки под действием статических и динамических нагрузок получают некоторую вытяжку, что также приводит к ослаблению предварительной затяжки гаек. Если своевременно не подтянуть гайки, агрегат или деталь получит свободу перемещения, что может привести к его разрушению или к разрушению крепежных болтов и шпилек.
Проверка затяжки резьбовых соединений производится специальными тарированными ключами. Для создания надежного крепления агрегатов большинство резьбовых соединений имеют вполне определенный момент затяжки, который должен сохраняться при эксплуатации вертолета. Поэтому при выполнении регламентных работ следует проверять соответствие этих моментов затяжки резьбовых соединений данным технических условий.
При проверке момента затяжки резьбовых соединений необходимо’ на гайку и деталь нанести риску карандашом, отвернуть на половину оборота, надеть на нее тарированный ключ и затянуть им гайку до совмещения рисок, проверяя при этом момент затяжки.
Необходимость периодической очистки фильтров топливной и масляной систем объясняется тем, что механические примеси и вода, оседая на фильтрах, уменьшают их пропускную способность, что приводит к нарушению нормального питания двигателя (редуктора) топливом и маслом. Кроме того, наличие на снятом фильтре стружки и частиц металла свидетельствует о возможной неисправности двигателей.
Топливный фильтр грубой очистки в подводящей топливной магистрали и фильтры агрегата НР-40Т осматриваются и при необходимости промываются через 50 ч налета. Топливные фильтры тонкой очистки, установленные в блоке фильтров, промываются на специальной ультразвуковой установке.
Масляные фильтры двигателей и главного редуктора проверяются через 25 ч налета. Промывку фильтров масляной системы следует производить в чистом бензине Б-70. Сначала прополаскивается в ванне с бензином наружная поверхность фильтрующего элемента, затем промывается с помощью шприца. В шприц необходимо набирать только чистый бензин. При промывке масляных фильтров двигателей центральное отверстие фильтров заглушается специальной резиновой пробкой, прикладываемой к бортинструменту.
После промывки фильтры продуваются сжатым воздухом.
Слив отстоя из топливного бака и фильтров тонкой и грубой очистки производится для удаления скопившихся там механических примесей и воды.
Продувка дренажей топливной и масляных систем производится для того, чтобы исключить их закупорку. Закупорка дренажа топливных баков может привести к прекращению подачи топлива, а закупорка дренажа масляной системы — к раздуванию маслобака.
Замена масла в системах двигателей и редукторов, смазок в шарнирных соединениях втулок винтов, управления вертолета и двигателей производится потому, что они — в процессе эксплуатации теряют свою смазывающую способность от действия высоких температур, а также загрязняются.
Особенно важна замена масла в первые часы налета вертолета или наработки нового двигателя, когда происходит приработка деталей. В первые часы работы двигателя или вертолета масло вымывает из всех сочленений деталей и агрегатов различные загрязнения и металлические частицы, которые скапливаются на фильтрах. Чтобы удалить частицы грязи и металла, масло заменяют и промывают фильтры масло — систем или редукторов.
Слив масла из систем производят через мелкую сетку для того, чтобы определить наличие металлических частиц и выяснить причину их появления. Так, в системе двигателей масло сливается после первого запуска вновь установленных двигателей, промываются маслофильтры и затем маслобаки заправляются свежим маслом. В дальнейшем замена масла производится периодически через определенный срок в соответствии с регламентом технического обслуживания.
При замене смазки в шарнирных соединениях управления вертолета и двигателей необходимо тщательно удалить старую смазку, содержащую абразив (пыль, песок), керосином или бензином и только после этого наносить свежую смазку. Наличие пыли, грязи или песка в смазке приводит к сильному абразивному износу трущихся сочленений.
Проверка регулировочных данных вертолета и двигателей проводится для обеспечения нормальной работы двигателей, их агрегатов и нормальной устойчивости и управляемости вертолета. Только при правильной регулировке можно получить наилучшие летно-технические данные вертолета.
Через определенное время эксплуатации необходимо проверять работоспособность отдельных агрегатов и механизмов вертолета. Так, например, проверяется работоспособность системы сигнализации повреждения лонжерона лопастей, работа гидросистемы, противообледенитель — ной системы, агрегатов противопожарной системы и др. Такая проверка производится в целях обеспечения в дальнейшей эксплуатации нормальной работы этих систем.
Проведение указанных работ на вертолете и двигателях должно производиться в строгом соответствии с технологией регламентных работ. Если в процессе выполнения регламентных работ производится демонтаж агрегатов или приборов с двигателей или вертолета, открытые отверстия, фланцы, трубопроводы, штуцера необходимо заглушить специальными заглушками или полихлорвиниловой пленкой, чтобы предотвратить попадание в двигатель или системы вертолета пыли, грязи и посторонних предметов.
При выполнении монтажных работ необходимо соблюдать следующие основные правила (табл.15):
1) затяжку гаек производить равномерно с определенным усилием. Неравномерная или чрезмерная затяжка отдельных гаек крепления какой-либо детали увеличивает нагрузку на шпильку или стяжной болт и может привести к деформации резьбы и обрыву шпильки. Недостаточная затяжка гаек не обеспечивает плотность посадки деталей. Для основных соединений моменты затяжки гаек указываются в инструкции по эксплуатации. Такие соединения затягиваются с помощью тарированных ключей. Тарированные ключи устроены так, что при достижении определенной силы затяжки они выключаются. Если момент затяжки не указан, то следует затягивать гайки болтов и шпилек только определенными ключами, придаваемыми к вертолету, руководствуясь — следующим: гайки болтов до диаметра 16 мм затягивать одной рукой с усилием примерно 30 кГ, более 16 мм — двумя руками с усилием не более 50 кГ;
2) затяжку гаек сопрягаемых деталей при большом количестве стяжных болтов или шпилек производить в такой последовательности:
при фланцевом соединении гайки затягивает один человек равномерно крест-накрест с последующей проверкой затяжки всех гаек подряд по ходу часовой стрелки;
при соединении деталей с прямоугольными плоскостями сопряжение гайки затягивает также один человек, начиная с середины соединения, постепенно приближаясь к его концам; при нарушении последовательности затяжки гаек трудно добиться герметичности соединения и равномерности нагрузки болтов;
3) при замене агрегата или детали должна применяться та контровка, которая предусмотрена конструкцией. Замена одного вида контровки другим (например, использование пружинных шайб вместо пластинчатых и др.) не разрешается. При контровке резьбовых соединений проволокой диаметр ее должен соответствовать диаметру отверстия в
2. Таблица затяжки гаек и болтов
Таблица 15
|
гранях гаек или в шпильках и болтах. Проволоку нужно натянуть так, чтобы исключить возможность ее вирбации. При контровке шплинтом контровочное отверстие болта (шпильки) нужно совмещать с прорезью
16—3980
гайки только затягиванием гайки. Если при этом требуется большое усилие, необходимо отвернуть гайку и заменить прокладку. Совмещать отверстия болта (шпильки) с прорезью гайки отворачиванием гайки не разрешается.
Повторное использование шплинтов, проволоки, пластинчатых шайб и т. п. также запрещается.